Александр Александрович Алябьев

Памятные места А.А.Алябьева в Подмосковье    
 

К началу

Биография

Творчество

Музыка

Алябьевские места Подмосковья

Статьи и заметки

Детская музыкальная школа г.Пущино имени
А.А. Алябьева


 

Два Пущино

     Исторически наше Пущино (ранее с. Пущино-на-Оке) связано прежде всего с именем жены композитора, Екатерины АлександровныПущинская усадьба. Памятник садово-паркового искусства XIX в. (урожденной Римской-Корсаковой), в первом браке бывшей замужем (1827-1839 гг.) за владельцем пущинской усадьбы А.П. Офросимовым. С ней А.А. Алябьев познакомился еще в юности, до войны 1812 г. Столь длительное знакомство, посвящение Екатерине Александровне своих произведений и в конце концов их бракосочетание в 1840 г. – все это невольно наводило на мысль, что Алябьев просто не мог ни бывать в Пущино. В подтверждение этого пущинский краевед Ю.В. Беспалов разыскал в музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки рукопись «Итальянской арии» для скрипки с фортепиано, на которой композитором было написано: «Соч. в селе Пущино… 1836-го…». На рукописи, однако, не указано, в каком именно Пущино была написана ария. Более того, иного мнения придерживался известный исследователь творчества Алябьева Б.В. Доброхотов. Он полагал, что «Итальянскую арию» композитор написал, «живя в имении П.А. Вяземского» в Пущино-на-Наре, расположенное также в окрестностях Серпухова, всего в нескольких десятках километров от Пущино-на-Оке. Это мнение явно, однако, ошибочное, поскольку Петр Андреевич Вяземский, известный писатель и друг А.С. Пушкина, мог лишь гостить в Пущино-на-Наре, а владел им с конца XVIII века его дядя, Сергей Иванович Вяземский. В 30-40-е гг. имение унаследовали его сыновья, Михаил и Сергей, но никаких сведений о приятельских отношениях или хотя бы знакомстве их с Алябьевым не обнаружено.

     До последнего времени, таким образом, не были известны данные, которые недвусмысленно и однозначно свидетельствовали бы о пребывании А.А. Алябьева именно в нашем Пущино.  Лишь недавно в Центральном историческом архиве (Москва) удалось с помощью М.А. Чусовой разыскать документальные этому подтверждения. Были найдены два полицейских рапорта с грифом “секретно”, доносившие о поездках “состоявшего… под надзором лишенного чинов и дворянства бывшего подполковника Алябьева” в августе 1835 г. и январе 1842 г. “в с. Пущино, принадлежащее гг. Офросимовым”. Судя по датам, первый приезд в Пущино-на-Оке состоялся сразу же после возвращения композитора из сибирской ссылки, а второй был, вероятно, связан с судебным процессом о наследовании пущинской усадьбы.

     Копии всех указанных в заметке документов экспонируются на выставке, посвященной жизни и творчеству А.А. Алябьева (Детская музыкальная школа).


Рязанцы

А.А.Алябьеву
Быть может, от зари и до зари
Над этим старым парком, здесь, в Рязанцах
Не умолкая, в воздухе парит
Мелодия прелестного романса.
И.В.Рудаков

    Пущино - не единственное место в Подмосковье, связанное с именем замечательного русского композитора Александра Александровича Алябьева. Значительный период в его жизни занимает пребывание в селе Рязанцы Щелковского района (ранее с. Троицкое-Рязанцы Богородского уезда). После ссылки в Сибирь по ложному обвинению в убийстве Алябьев, добившись частичной амнистии, приезжает сюда в марте 1835 г. Это местопребывание разрешено ему с сохранением полицейского надзора и запретом въезда в Москву и Петербург.

Церковь Живоначальной Троицы в с.Рязанцы Щёлковского района. Здесь в 1840 А.А.Алябьев венчался с Е.А.Офросимовой (урождённой Римской-Корсаковой)    Рязанцы в то время находились во владении Владимира Михайловича Исленьева, мужа самой младшей сестры Алябьева Натальи Александровны. Но не только родственные узы связывали композитора с супружеской парой. Владимир Михайлович сам был композитором-любителем и даже издал несколько своих музыкальных произведений (экоссезы, вальсы, кадрили), а Наталья Александровна любила петь, и брат посвятил ей немало романсов ("Трубадур", "Желанье", "Терпение", "Девичий сон", "Тайная скорбь"). К сожалению, усадьба Исленьевых, где написаны романсы "Счастье во сне", "Сельская элегия" и музыка к трагедии брата, Василия Александровича, "'Отступник или Осада Коринфа" не сохранились.

    Рязанцы связаны также со знаменательным событием в жизни композитора. Здесь в 1840 г. в церкви Живоначальной Троицы А.А.Алябьев венчался с Екатериной Александровной Римской-Корсаковой, вдовой владельца Пущинской усадьбы. Церковь, к счастью, не только сохранилась, но к настоящему времени восстановлена и несколько лет является действующей. В реконструкции находится та часть, где проходило венчание. По мнению некоторых авторов, Алябьев познакомился с Екатериной Александровной еще в 20-х гг., но ложное обвинение и последующая ссылка разлучили их на долгие годы. Вскоре после ареста Алябьева в 1825 г. она была выдана замуж, однако духовное общение, по-видимому, не прерывалось. В 1832 г. Алябьев издал романсы и в 1834 г. - песни, посвященные будущей жене. В одном из прошений царю о восстановлении мужа в правах она пишет: "Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастья, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость..." Будучи моложе Алябьева на 16 лет, она ненамного пережила своего супруга, скончавшись через три года после его смерти.

    В Рязанцах жива память о композиторе: на месте бывшей усадьбы в 1988 г. установили памятник скульптора Н.Ф.Вентрина, и благодаря регенту церковного хора Сергею Пашкову ежегодно в последнюю субботу августа день рождения Алябьева отмечается концертом из его произведений.


Вокальный конкурс «Алябьевский соловей»

    30 мая 2009 г. в селе Рязанцы состоялся Московский областной конкурс вокального искусства «Алябьевский  соловей», проходивший в рамках IV  Большого смотра творчества  Подмосковья. Этот конкурс проходит ежегодно, а  под статусом областного он проводится второй раз. Место проведения выбрано не случайно Рязанцы связаны со знаменательным событием  в жизни композитора А.Алябьева. Здесь в 1840 г. В церкви Живоначальной  Троицы А.Алябьев венчался  с Екатериной Александровной Римской-Корсаковой  вдовой владельца Пущинской усадьбы. Церковь в настоящее время восстановлена и является действующей. Открытие конкурса проходило возле памятника композитору, установленному на месте усадьбы его сестры. Одним из моментов торжественной церемонии стала посадка молодых лип, в которой участвовали глава городского поселения Фряново Н.А. Тарычев, заслуженный работник РФ, зав отд. культуры Министерства культуры Московской обл. Б.И. Данков и юные участники конкурса. В конкурсе приняли участие вокалисты из гг. Королево, Люберцы, Рошаль, Черноголовка, Щербинка, Железнодорожный, Щелково и др. «…есть очень перспективные ребята, с хорошими голосами, музыкальные, конечно им еще надо много работать,» - говорит председатель жюри, народный артист, солист Большого театра П.С. Глубокий. Победителям конкурса были вручены дипломы, подарки и цветы. Приз Главы Щелковского муниципального района за лучшее исполнение произведений А.Алябьева достался Татьяне Кулаковой из г. Щербинка.


КоломнаУспенский собор коломенского кремля

     Вернувшемуся в 1835 г. из сибирской ссылки, благодаря многочисленным ходатайствам родных и близких, «лишенному чинов и дворянства бывшему подполковнику Алябьеву» Николай I «повелеть соизволил… дозволить жить у родных с запретом въезда в обе столицы и с отданием его под надзор полиции…» По фиктивным командировочным опальный композитор, однако, часто бывает, а порой и нелегально проживает в Москве, где после длительного перерыва на театральных афишах появляется его имя.  За неоднократные нарушения запрета разгневанный император приказал в 1842 г. выслать его на жительство за 100 верст от Москвы, в уездный городок Коломну. В тот год там свирепствовала холера и А.А. Алябьев с женой были вынуждены вести довольно затворнический образ жизни, что подобно А.С. Пушкину в Болдино, позволило ему полностью отдаться творчеству.

     За год пребывания в Коломне Алябьев завершает оперу «Рыбак и русалка», продолжает работать над операми «Волшебная ночь» (по комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь») и «Аммалат-бек» (по одноименной повести А.А. Бестужева-Марлинского), в музыке которой широко представлены ранее незнакомые европейцам кавказские и башкирские народные мелодии. К сожалению, до нас дошли лишь фрагменты партитуры и эксизы к опере “Аммалат-бек” (“Карачаевская любовная”, “Хищническая”, “Кабаридинка героическая”, “Пляски черкесские”, “Увертюра черкесская”). Тогда же он сочиняет струнный квартет и специально для местной церкви - хоровое песнопение «Отче наш». Алябьев попрежнему пишет также вокальную музыку и в коломенский период им созданы такие произведения как «Черкесская песня» («Много дев у нас в горах») на слова М.Ю. Лермонтова, «Кабак» («Выпьем, что ли, Ваня») на слова Н.П. Огарева и «Почтальон» («Скачет форменно одет вестник радостей и бед») на слова Е.Н. Гребенки.

     В Коломне композитор получает известие о принесшей ему европейскую известность публикации фортепианной транскрипции своего романса «Соловей», сделанной Ф. Листом. Алябьев был польшен вниманием такого знаменитого автора и нашел музыку транскрипции очаровательной. Весной следующего года Лист приезжает в Москву, но из-за запрета посещения Алябьевым столиц знакомство композиторов остается заочным. Лишь летом 1843 г. по ходатайству московского генерал-губернатора князя Д.В. Голицина ему дозволено покинуть Коломну и разрешено «жительствовать в Москве, под присмотром полиции, но с тем, чтобы он не показывался в публике».

     Известно, что во время своего пребывания А.А. Алябьев посещал  Успенский собор  коломенского кремля, который сохранился до настоящего времени. Имя композитора носит центральная музыкальная школа г. Коломны.




Copyright (C) 2005-2010  И.В. ГОЛУБЕВА